Сценарий
классного часа "Доброта в нас и вокруг нас."
Сейчас часто
можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая
в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные
отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно
помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло
души, которым во все времена славились.
Так ли это?
Ответ на
этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего национального
характера. Делать добро людям – это душевная потребность для русских людей,
которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так
много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту,
благородство и бескорыстие людей.
И я вам
предлагаю тему для разговора о доброте, которая всегда согревает душу того, кто
ее сотворил.
«Доброта в
нас и вокруг нас».
Социальный
прогресс возможен лишь в том случае, если он имеет под собою нравственную
основу, проводится в соответствии с гуманистической моралью.
Поэтому
сегодня вполне оправдано обращение к таким извечным нравственным категориям,
как «добро», «доброта», «добродеяние».
Добро - это всё то, что морально ценно,
что способствует благополучию человека, общества в целом.
Доброта - морально-ценностная
характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он
способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к
людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других,
способность к самоограничению, бескорыстие и т.д.
Давайте
обратимся к высказываниям писателей о доброте...
Слово
студента:
Мигель
Сервантес: «Ничто не
обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».
Жан Жак
Руссо: «Истинная
доброта заключается в благожелательном отношении к людям».
Вильям
Шекспир: «Чтобы
оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом
себе».
Блез
Паскаль: «Чем
человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».
Лев Толстой: «Доброта - вот качество, которое я
желаю приобрести больше всех других».
Михаил
Пришвин: «Лучшее,
что храню в себе, это живое чувство к добрым людям».
Максим
Горький: «Как хорошо
отнестись к человеку человечески, сердечно».
Человек,
который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
Давайте
вспомним некоторые народные пословицы, связанные с темой нашего разговора:
Слово
студента: «Час в добре
пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре – тот ходит в серебре»,
«Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного обижать – себе добра не
желать», «Худо тому, кто добра не делает никому», «Давай вершить добро, пока
есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём», «Твори
добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».
Слово
учителя:
Вы обратили
внимание, что рядом с добром часто употребляется зло. Добро всегда
противодействует злу, борется с ним.
Чего же
больше в людях: добра или зла?
Перед вами
конверты с жетонами, символизирующими добро и зло. Подумайте и выберите
соответствующий вашим убеждениям жетон. (Жетоны собираются и
кладутся на чашечки весов. Всем наглядно видно чего же
больше в людях добра или зла).
Когда-то
очень давно, в самом начале нашего века, известный музыкант-органист, писатель,
доктор философии и богословия Альберт Швейцер, к
величайшему изумлению знакомых в 30 лет поступает на медицинский факультет,
прилежно изучает терапию, хирургию, травматологию. Получив диплом врача, он
вместе с юной и прилежной женой уезжает в центральную Африку, в Габон, туда,
где больше всего страданий и невежества. На средства, полученные от своих
концертов, книг, лекций, он строит больницу. Он много
работал, шестьдесят лет: лечил, облегчал боль, возвращал радость (только у него
в больнице прокажённые, люди, обречённые судьбой на одиночество, жили полной
жизнью, работали, растили детей). Глубоко уважали и почитали его люди,
слагали о Швейцере легенды.
Давайте
вслушаемся в обращение к нам из его книги «Благовение
перед жизнью».
Открой глаза
и поищи, где человек нуждается хоть немного в твоём участии, в твоём времени, в
твоём дружеском расположении, может быть, ты окажешь дружескую услугу человеку,
чувствующему себя одиноко. Надо частичку своей жизни отдавать другим. Как ты
это сделаешь - зависит от тебя и от обстоятельств.
Давайте
задумаемся над вопросами героя стихотворения Александра Яшина:
Слово
студента:
«Сердце чьё
смягчил,
Кому подал
руку?
Кому
облегчил душевную муку?
Чью старость
утешил?
Кого
осчастливил?
Кого на
дорогу на торную вывел?»
Слово
учителя:
Эти вопросы
обращены к каждому из нас. И я убеждена, что в жизни всех нас были моменты,
когда нам кто-то вовремя помог в самых разных ситуациях. Или вы сами поддержали
кого-то в беде, независимо от того, родной это был человек или вовсе
незнакомый.
Расскажите о
добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую
отметину в вашем сердце, или видели, или услышали о людской доброте и не
забыли.
«Добрый
поступок»:
Рассказы
педагога и студентов.
Представьте
себе, если бы каждый из нас был внимателен к окружающим, скольких бед можно
было бы избежать! А сколько новых друзей могло бы быть у каждого из нас! У
добра много лиц: кто-то помог дойти до дома заблудившемуся слепому человеку.
Кто-то в дни террористического акта на Дубровке помчался сдавать кровь, не
дожидаясь громкого призыва. А этот немолодой, одинокий человек, не считаясь со
своими скромными расходами, берет на праздники малыша их детдома и радуется
вместе с ним подаркам. Иные, прочитав рубрику «Поможем» о пожаре, который сделал
скромную семью «бомжами», спешат на почту с одеждой, собранной у себя дома и у
друзей…
Любить
человечество легче, чем сделать добро родной матери - гласит старинное
украинское изречение. В нём большая мудрость народной педагогики. Невозможно
воспитать человечность, если в сердце нет доброты к самому близкому и дорогому
человеку - матери, отцу, дедушке, бабушке.
Слово
учителя:
Не
выдерживает материнское сердце, сгорает от горя и обиды, если вырастают
недобрые, неблагодарные дети.
В маленькой
больнице на окраине большого города лежали две матери – Чернокосая
и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в
один день: у Чернокосой матери – утром, у Белокосой – вечером. Обе матери были счастливы. Они мечтали
о будущем своих сыновей.
- Я хочу,
чтобы мой сын стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая
мать. – Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором,
создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Или инженером,
построившим космический корабль, который полетит к далекой звезде.… Вот для
чего хочется жить…
А я хочу,
чтобы мой сын стал добрым человеком, - сказала Чернокосая
мать. – Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил Родину и
ненавидел врагов.
Каждый день
к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие
личики своих сыновей, в глазах у них сияло счастье, изумление и умиление. Потом
они сидели у кровати своих жен и долго-долго о чем-то шепотом говорили с ними.
У колыбели новорожденного мечтают о будущем – конечно, только о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь
отцами, увезли домой жен и сыновей.
Прошло 30
лет. В ту же маленькую больницу на окраине большого города пришли две женщины –
Чернокосая и Белокосая. В
их косах уже серебрилась седина, лица были такими же красивыми, как и 30 лет
назад. Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где 30
лет назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни, они молчали о
сыновьях. Наконец, Чернокосая спросила:
-Кем же стал
твой сын?
-Выдающимся
музыкантом, - с гордостью ответила мать. – Он сейчас дирижирует оркестром,
который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным
успехом. Неужели ты не знаешь моего сына? – И Белокосая
мать назвала имя музыканта. Да, конечно, Чернокосая
мать хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о
большом успехе этого музыканта за рубежом.
-А твой сын
кем стал? – спросила Белокосая.
-Хлеборобом.
Ну, чтобы тебе понятнее было – механизатором в колхозе, то есть и трактористом,
и комбайнером, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны
до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб,
убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает… Живем
мы в селе – километров сто отсюда. У сына двое детей – мальчик трех лет и
девочка недавно родилась…
-Все-таки
счастье тебя обошло, - сказала Белокосая. – Твой сын
стал простым, никому не известным человеком.
Чернокосая мать ничего не ответила.
И дня не
прошло, а к Чернокосой матери приехал из села сын. В
белом халате, он сел на белую скамейку, долго-долго о чем-то шептался с
матерью. В глазах Чернокосой матери светилась
радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всем на свете. Она держала в
своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с
матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик
виноградные гроздья, мед, масло. «Поправляйтесь, мама», - сказал он на прощанье
и поцеловал ее.
А к Белокосой матери никто не пришел. Вечером, когда в комнате
воцарилась тишина и Чернокосая мать, лежа в постели,
тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала:
-У сына
сейчас концерт.… Если бы не концерт, он, конечно, пришел бы…
на второй
день перед вечером к Чернокосой матери снова приехал
сын-хлебороб из далекого села. Опять он долго сидел на белой скамейке, и Белокосая мать услышала, что в поле сейчас горячая пора,
работают они день и ночь… Расставаясь с матерью, сын
выложил на маленький столик пчелиные соты, белую паляницу
и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой женщины
светилось и, морщины расправились.
К Белокосой матери никто не проходил.
Вечером
женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, тихо
вздыхала, боясь, чтобы ее вздохи не услышала соседка.
В третий
день, перед вечером, к Чернокосой матери снова
приехал сын-хлебороб из далекого села – привез два больших арбуза, виноград,
яблоки. Вместе с сыном приехал трехлетний черноглазый внук. Сын и внук долго
сидели у постели Чернокосой матери; в ее глазах сияло
счастье, она помолодела. Белокосая мать с болью в
сердце услышала, как внук рассказывал бабушке: вместе с папой он вчера полдня
ездил на «капитанском мостике» комбайна. «Я тоже буду комбайнером», - сказал
мальчик, и бабушка поцеловала его.… Белокосая мать в
эти мгновения припомнила, что ее сын, выдающийся музыкант, отправляясь в
длительные поездки, сдавал, как говорили в семье, маленького сына в какой-то
интернат…
Месяц лежали
в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой
матери сын-хлебороб из далекого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось,
мать только от той улыбки выздоравливает. Казалось Белокосой
матери, что, когда к ее соседке приезжал сын, даже больничным стенам хотелось,
чтобы мать сына-хлебороба скорее выздоровела. К Белокосой
матери так никто и не пришел. Прошел месяц. Врачи сказали Чернокосой
матери: «Теперь вы совершенно здоровы. В сердце нет никаких шумов, ни
перебоев». А Белокосой матери врач сказал: «Вам еще
надо полежать. Конечно, вы тоже станете совершенно здоровым человеком». Говоря
это, врач смотрела почему-то в сторону.
За Чернокосой матерью приехал сын. Он привез несколько больших
букетов красных роз. Цветы подарил врачам и сестрам. Все в больнице улыбались.
Прощаясь с Чернокосой матерью, Белокосая
попросила ее остаться с ней на несколько минут наедине.
Когда из палаты все вышли, Белокосая мать со слезами
на глазах спросила:
-Скажи,
дорогая, как ты воспитала такого сына? Ведь мы родили их в один день. Ты
счастлива, а я… - и она заплакала.
-Мы
расстаемся и никогда больше не увидимся, - сказала Чернокосая,
- потому что не может быть в третий раз такого чудесного совпадения. Поэтому я
скажу тебе всю правду. Сын, которого я родила в тот счастливый день, умер… Умер, когда ему не было и года. А это… не кровный сын мой,
но родной! Я усыновила его трехлетним мальчиком. Он, конечно, смутно помнит
это.… Но я для него – родная мать. Ты это видела своими глазами. Я счастлива. А
ты несчастный человек, и я глубоко сочувствую тебе. Если бы ты знала, как я
страдала в эти дни за тебя. Уже хотела, было уйти из больницы, ведь каждый
приезд моего сына приносил тебе тяжелые переживания. Выйдешь из больницы, пойди
к сыну и скажи: его бездушие повернется против него. Как он относится к матери,
так и его дети будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается.
Патриотизм
начинается с колыбели. Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто
не стал истинным сыном матери и отца.
Слово
матери:
Украинская
народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и
плохие дети. Старость - неотвратима, смерть - неумолима, перед этими
несчастьями, никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом
можно уберечь, как и от огня.
И это
зависит не только от нас, родителей, но и от вас самих - детей. Умейте
чувствовать тончайшие душевные движения матери и отца. Не приносите тревог,
огорчений, обид. Не допускайте, чтобы жизнь родителей была отравлена вашим
позорным поведением. Помните, что раннюю старость и болезнь нам приносят не
столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения,
обиды. Когда болит сердце, за вас дети, седеют волосы. Не забываются
оскорбительные слова. Рана от занозы заживает, и следа не остаётся. А рана от
обидных слов заживает, но глубокий след оставляет.
Будьте
добрым сыном, доброй дочерью до самой старости.
Умейте
чувствовать сердце матери, умейте видеть в ее глазах мир и покой, счастье и
радость, тревогу и беспокойство, смятение и огорчение. Если ты не научишься
видеть в глазах матери ее душу, ты на всю жизнь останешься нравственной невеждой.
Слово
студента:
Мы живём в
коллективе, коллектив не любит недоброжелательных людей. Надо уметь
чувствовать, уметь видеть по-доброму окружающих вас одноклассников, уметь
желать добра.
Добрые
желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям.
Истинная доброта выражается в желании видеть лучшим человека. Истинная доброта
выражается в желании видеть лучшим человека, с которым ты соприкасаешься. Если
в твоей душе зашевелилось чувство радости в связи с тем, что твой товарищ хуже
тебя значит тебе надо ещё много, очень много учить, воспитывать самого себя,
изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие.
Слово
учителя: Умейте
чувствовать рядом с собой человека, умейте читать его душу, увидеть в его
глазах его духовный мир – радость, беду, несчастье, горе.
Слово
студента:
Первоклассница
нарисовала школу. На чистом листе бумаги она вывела большой золотой круг -
солнце - и вокруг него много маленьких головок расцветшего подсолнуха.
А где же
школа? - спросили её.
Разве вы не
видите? - с удивлением, и даже с обидой сказала девочка.
Вот это -
учительница (девочка показала на солнце), а вокруг, мы ученики. Это и есть
школа.
Ученики ждут
от учителя доброты, тепла, участия, любви.
Слово
учителя:
Может ли
учитель стать причиной появления зла в душе ребенка.
Слово
студента:
Дождик постукивал по оконному
стеклу. Мелодия дождя, созвучная голосу учительницы, убаюкивала. Первоклассник
Вова старался не уснуть, а глаза сами собой предательски закрывались.
«НАЗАРЕНКО, ТЫ ОПЯТЬ ДРЕМЛЕШЬ!» Малыш вздрогнул от резкого голоса учительницы,
поднялся и мужественно подал дневник, где учительница сделала третью на этой
неделе запись: «Спал на уроке». Мама, посмотрев дома дневник, прижала сына к
себе и заплакала. Он тоже заплакал, потому что и мама, оказывается, боялась учительницу. «Мамочка, ты не плачь, я завтра снова
пойду в детский сад. Там можно спать, играть, бегать. А в классе совсем ничего
нельзя, только смирно сиди за партой и стой у стенки на переменках». «Ты уже
большой, тебя не возьмут в детский сад». «Тогда я пойду на работу!»
На следующий день мать пошла в школу
вместе с сыном.
На уроке математики учительница
несколько раз делала замечание Саше, который всё время отвлекался на
посторонние дела: что-то искал в столе, портфеле, показывал соседу. Наконец
учительнице это надоело: она быстро подошла к Саше, отобрала у него альбом с
марками (это с ними он возился) и, пройдя к столу, сказала: «Чем тратить время
на марки, да ещё на уроке, лучше бы математикой занялся, ведь у тебя одни
двойки». Мальчик зло и обиженно посмотрел на учительницу и до конца урока
вообще ничем не занимался.
Слово
учителя:
Эти ситуации
побуждают вас задуматься о том, что педагогические решения, очень часто зависят
от человечности учителя, от его умения глубоко понимать ребёнка, его внутренний
мир, от сострадания ребёнку.
Десятки,
сотни нитей духовно связывающих учителя и учащегося - это те тропинки, которые
ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества
учителя и учащихся.
Если учителя
и учеников объединяет духовная общность, при которой забывается, что педагог -
руководитель и наставник, если учитель стал другом ребёнка, если эта дружба
озарена благородством, добротой в сердце ребёнка никогда не появится зло, а
учительская душа не умрёт без взаимной любви.
Слово
учителя:
Потому что
это больно Марии Петровне.
Это было в
последний год войны.
Ученика
четвертого класса Володю обидела одноклассника Нина. Она сказала ему на
перемене:
-Пять
платьев с заплатами.
Нина
намекала на то, что у Володи пять сестренок, мама часто болеет, отец погиб на
фронте, не на что купить новые платья, поэтому у сестренок платья с заплатами…
Володя не
смог стерпеть обиды. Он не пошел жаловаться к Марии Петровне. Он ударил Нину,
она залилась слезами.
Мария
Петровна все слышала и видела. Она, вздохнув, сказала:
-Сегодня я
приду к вам домой, Володя.
Мария
Петровна пришла к ним недавно, всего две недели назад. До нее нас учила очень
строгая учительница Мария Николаевна. Если уж она к кому приходила домой – без
ремешка не обходилось.
Мы приуныли.
На Володю смотрели с сочувствием: будешь бит сегодня, Володя…
На следующий
день Володя пришел в школу радостный. Он несколько раз повторил:
-К нам
приходила Мария Петровна…
потом он
рассказал: Мария Петровна ни слова не сказала о том, что он ударил Нину. Она
принесла сестренкам игрушки, а самой старшей – платьице. А когда уходила,
тихонько, очень тихонько сказала Володе:
-А драться
нельзя…
-Я никогда
больше не буду драться, - сказал Володя. – Потому что это больно Марии Петровне…
Сегодня
новое поколение все чаще выбирает пепси, жвачку, видеоприставки,
а вместе с тем – заработки любой ценой.
В Бобруйске
был задушен и забит камнями восьмилетний школьник. В тот же день были найдены
исполнители убийства – трое одноклассников убитого, самому старшему из них
недавно стукнуло девять лет. Как признались следствию убийцы-малолетки,
на «мокрое» дело их толкнула страсть к наживе: у убитого школьника в кармане
были деньги.
Увеличивается
армия детских карманников и сбытчиков наркотиков. Дети объединяются в
преступные группы, избивают и грабят прохожих.
Но если
доброта станет главным и естественным свойством ребенка, станет условием его
жизни, ребенок никогда не совершит зло и насилие.
И помните
всегда:
Учитель –
это человек только с добрым сердцем.
Давайте
будем учиться любви, пониманию и доброте. Неправда, что этому нельзя научиться!
Можно. Надо только захотеть этого очень сильно. Надо много и напряженно думать.
Надо слушать свое сердце. А самое главное – надо смотреться в глаза ребенка.
Именно смотреться – как в зеркало. И в них черпать любовь, радость и веру в
себя.
Студентам
вручается:
КОДЕКС
ДОБРОГО УЧИТЕЛЯ!
1. Не бойся,
добротой ребенка не испортить.
2. Смотрись
в глаза ребенка, чтобы увидеть в его глазах боль, одиночество, страх, смятение,
радость и разделите их с ним.
3. Пожалей
ребенка, когда ему плохо, посиди рядом, когда одиноко и найди нужные слова.
4. Прояви к
ребенку внимание, сочувствие, понимание, участие, серьезное отношение к его
проблемам, и ты сумеешь воспитать в нем такие же качества личности.
5. Никогда
не кричи на ребенка.
6. Не бойся
показать детям жизнь. Пусть знают, что есть люди, которым не мил белый свет,
забытые и одинокие.
7. Создавай
мир, покой, уют, согласие в классном коллективе.
8. И помни,
невозможно воспитать у детей доброту, если ты, учитель, каждое мгновение не
будешь чувствовать человека.
Сегодняшний
разговор дает каждому возможность задуматься: а что лично я могу сделать для
того, чтобы мир изменился к лучшему? Да, простой человек, не обладающий ни
властью, ни большими деньгами, не может повлиять на изменение политической,
экономической, экологической ситуации в стране. Однако он может именно теперь,
сейчас, когда так обнаружилась борьба между добром и злом, встать на сторону
добра. И для этого нужно сделать одно – полюбить ближнего своего. Ближний – это
не только родной, знакомый, друг, но и вовсе незнакомый человек, и ему, может
быть, живется сегодня хуже, чем тебе. Если представить себе, что каждый так
поступит, то возникает растущий с каждым днем круг людей, объединенных не
только желанием делать доброе дело, но и творящих добро.
Цветаева
говорила, что есть круговая порука добра – и цепочка зла. Надо стоять, взявшись
за руки, в круговой поруке добра, а цепочку зла обрывать на себе, не пускать
его дальше по кругу.
Слово
студента:
1.
Давайте
поклоняться доброте!
Давайте с
думой жить о доброте:
Вся в
голубой и звёздной красоте,
Земля добра.
Она одарит нас хлебом,
Живой водой
и деревом в цвету.
Под этим
вечно неспокойным небом
давайте
воевать за доброту!
2.
Как бы жизнь
не летела -
Дней своих
не жалей, делай доброе дело
Ради счастья
людей.
Чтобы сердце
горело,
Не тлело во
мгле,
Делай доброе
дело -
Тем живём на
Земле.
3.
Ах, как нам
добрые слова нужны!
Не раз мы в
этом убедились сами.
А может не
слова - дела важны?
Дела -
делами, а слова - словами.
Они живут у
каждого из нас,
На дне души
до времени хранимы,
Чтоб их
произнесли в тот самый час,
Когда они
другим необходимы.